Обзор судебной практики по налоговым спорам
Обработано 4381 дело
Обобщение по тематическому критерию
Используемые сокращения:
КС РФ - Конституционный Суд
Российской Федерации; ВС РФ - Верховный Суд
Российской Федерации; ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации; ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд
Центрального округа; ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа; ФАС МО - Федеральный арбитражный суд
Московского округа; ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд
Поволжского округа; ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа; ФАС УО - Федеральный арбитражный суд
Уральского округа; ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа; ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд
Волго-Вятского округа; ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд
Западно-Сибирского округа; ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа.
Условные обозначения:
"!" - дефиниции;
"+" - положительная практика;
"-" - отрицательная практика.
1. Дела КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ
1.1. Из системного анализа ст. 165, 172 и 176 НК РФ следует, что применение налогоплательщиком вычета по налогу на добавленную стоимость в отношении экспортных операций, влекущее за собой возмещение указанного налога из федерального бюджета путем зачета или возврата, допускается только по окончании налоговой проверки правомерности применения ставки 0% и налоговых вычетов.
Определение КС РФ от 14 июня 2006 г. N 196-О
1.2. Поскольку вексель характеризуется абстрактностью закрепленного в нем обязательства (т.е. независимостью от основания его выдачи), сама по себе передача векселя, в том числе для расчета за реализованный экспортеру товар, не может отождествляться с получением выручки от реализации данного товара. Получение векселя порождает вексельное правоотношение, которое не обязывает экспортера предъявлять вексель к оплате векселедателю, а денежные средства, причитающиеся по векселю, могут быть не зачислены на его счет в российском банке. По смыслу приведенных правовых позиций КС РФ расчеты с помощью векселя дают налогоплательщику право получить возмещение НДС лишь при условии поступления денежных средств в счет оплаты экспортной сделки на банковский счет налогоплательщика.
Определение КС РФ от 4 апреля 2006 г. N 98-О
2. Общие вопросы налогообложения
2.1. Если нет официальной информации, цена должна определяться методом цены последующей реализации или затратным методом, чего не было сделано налоговым органом. При таких обстоятельствах правомерен вывод суда, что инспекцией не доказан факт обоснованности применения цен, установленных по результатам выездной налоговой проверки при определении результатов сделок по предоставлению услуг по сдаче налогоплательщиком в аренду торговых площадей.
Постановление ФАС ЗСО от 15 августа 2006 г. по делу N Ф04-5146/2006(25298-А81-27)
2.2. Инспекция не представила ни доказательств, подтверждающих отклонение цен по сделкам между заявителем и его покупателями в сторону уменьшения более чем на 20% по сравнению с рыночными ценами на идентичные (однородные) товары, ни мотивированного обоснования расчета определенной рыночной цены, ни подтверждения соответствия примененной рыночной цены официальным источникам информации, что в силу п. 3-11 ст. 40 НК РФ является обязательным условием для вынесения решения о доначислении налогов.
Постановление ФАС СЗО от 24 июля 2006 г. по делу N А26-1756/2005-217
2.3. Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ рыночные цены определяются по правилам п. 4-11 данной статьи, официальные источники информации не могут использоваться без учета этих положений, т.е. эти источники должны содержать данные о рыночной цене идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени.
Постановление ФАС СКО от 8 августа 2006 г. по делу N Ф08-3481/2006-1517А
3. Уплата и возврат налогов
"!"
3.1. Пропуск инспекцией установленного ст. 70 НК РФ срока направления требования не влечет за собой изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Постановление ФАС ПО от 6 июня 2006 г. по делу N А12-25958/05-С60
3.2. Датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не наступление последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Постановление ФАС ВСО от 15 августа 2006 г. по делу N А58-917/05-Ф02-4048/06-С1
3.3. Срок 60 дней, предусмотренный ст. 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней и касается в том числе предъявления инкассового поручения.
Постановление ФАС МО от 13 июня 2006 г. по делу N Ф09-4735/06-С7
3.4. Начисления сумм НДС, пеней и штрафа в результате переквалификации сделок без соответствующего судебного решения являются обоснованными, поскольку п. 1 ст. 45 НК РФ дает инспекции право доначислять налоги в результате переквалификации характера деятельности налогоплательщика и заключенных им сделок. Однако взыскание доначисленного в результате такой переквалификации налога и начисленных пеней не может быть произведено в бесспорном порядке, для этого требуется решение суда.
Постановление ФАС ЦО от 26 июня 2006 г. по делу N А-62-8613/2005
"+"
3.5. Требование налогового органа признано незаконным по следующим основаниям: в нем не содержится сведений о сумме недоимки, на которую начислены пени; фактически отсутствует установленный законом срок уплаты налога (в самом требовании он совпадает с днем выставления требования); не указано, что послужило основанием для выставления требования. Допущенные нарушения являются существенными и позволили суду прийти к выводу о недействительности оспариваемого требования.
Постановление ФАС МО от 8 августа 2006 г. по делу N КА-А40/6661-06
3.6. НК РФ не предоставляет инспекции право направлять налогоплательщику повторное требование, за исключением случаев, когда направление уточненного требования обусловлено изменениями обязанности по уплате налога и сбора (ст. 71 НК РФ). Предъявление нового требования об уплате налога и пеней не требовалось, поскольку в результате реорганизации все обязательства, в том числе и налоговые, перешли правопреемнику.
Постановление ФАС ЗСО от 12 июля 2006 г. по делу N Ф04-3430/2006(23420-А75-15)
3.7. Ссылку инспекции на то, что положениями ст. 78 НК РФ регулируется только возврат излишне уплаченного налога, а не штрафа, суд кассационной инстанции считает несостоятельной. Положения названной статьи могут быть применены в данном случае исходя из буквального толкования положений подп. 5 п. 1 ст. 21 и подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, которые не проводят различий между суммами налога и штрафа и не разграничивают процедуру зачета излишне уплаченных сумм в счет их погашения.
Постановление ФАС ПО от 21 марта 2006 г. по делу N А72-11090/2005-7/682
3.8. Неисполнение кредитным учреждением инкассового поручения на безакцептное списание со счета общества задолженности по решению в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете не является основанием для повторного включения суммы задолженности в оспариваемое решение и начисления на данную задолженность пеней вплоть до момента ее погашения обществом.
Постановление ФАС ВСО от 18 июля 2006 г. по делу N А33-5710/05-Ф02-3461/06-С1
3.9. Статьей 240 НК РФ установлено, что налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Поскольку законодателем определено, что по итогам отчетного периода сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, может изменяться в сторону как увеличения, так и уменьшения, ежемесячные авансовые платежи не должны квалифицироваться в качестве налогов, несвоевременная уплата которых влечет за собой начисление пеней в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Постановление ФАС ЗСО от 24 августа 2006 г. по делу N Ф04-5289/2006(25491-А67-29)
3.10. В нарушение п. 4 ст. 69 НК РФ в требованиях об уплате налога инспекция не указала, на основании какого решения или налоговой декларации, за какой налоговый период налоговым органом был сделан вывод о наличии у заявителя задолженности.
Постановление ФАС МО от 22 мая 2006 г. по делу N КА-А40/4407-06
4. НДС
"!"
4.1. В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Законодательством не определен момент исполнения обязанности по уплате налога поставщику, следовательно, правомерно считать обязанность исполненной в момент предъявления в банк поручения на уплату соответствующей суммы налога и списания последней со счета плательщика.
Постановление ФАС МО от 8 июня 2006 г. по делу N Ф09-2577/06-С2
4.2. Акт зачета взаимных требований, в котором сумма НДС выделена отдельной строкой, может быть принят в качестве допустимого доказательства, хотя он и не был представлен налогоплательщиком во время проведения выездной налоговой проверки.
Постановление ФАС ЗСО от 11 августа 2006 г. по делу N Ф04-4975/2006(25280-А27-33)
4.3. Непредставление предприятием счетов-фактур и документов по оплате товаров (услуг) согласно требованию инспекции не свидетельствует об отсутствии данных документов, подтверждающих правомерность применения вычетов по НДС, а также не служит подтверждением отсутствия у общества права на налоговые вычеты.
Постановление ФАС ЗСО от 17 июля 2006 г. по делу N Ф04-4301/2006(24417-А27-25)
4.4. Отказ в возмещении НДС по ставке 0% не лишает общество права на повторное представление в инспекцию надлежащих документов в ином налоговом периоде в пределах установленного законодательством срока.
Постановление ФАС ЗСО от 17 июля 2006 г. по делу N Ф04-4274/2006(24393-А70-25)
4.5. Указание в графе счета-фактуры "наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг)" слов "строительно-монтажные работы" (за определенный период времени) не противоречит положениям подп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ.
Постановление ФАС ВВО от 30 ноября 2005 г. по делу N Ф08-5631/2005-2223А
4.6. Факт необоснованного отражения в декларациях сведений о суммах НДС, подлежащих вычету и относящихся к предшествующему налоговому периоду, сам по себе, вне связи с другими обстоятельствами конкретного дела, не может свидетельствовать о наличии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом.
Постановление ФАС УО от 24 августа 2006 г. по делу N Ф09-7251/06-С2
4.7. Общество приобрело запасные части к оборудованию, предназначенные для производственных целей, оплатило их (в том числе с НДС) и поставило на учет по счету 10 "Материалы". Выводы инспекции, что право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика с момента постановки приобретенного оборудования на учет в качестве основных средств, проведения монтажа и ввода его в эксплуатацию, являются необоснованными.
Постановление ФАС УО от 22 августа 2006 г. по делу N Ф09-7386/06-С2
4.8. Ввод дома в эксплуатацию по акту приемочной комиссии сам по себе, без составления акта приема-передачи, не свидетельствует о передаче квартиры инвестору. Поскольку уступка права требования по договору о долевом участии в строительстве объекта недвижимости не вытекает из договора реализации товаров (работ, услуг), а носит инвестиционный характер, суд правомерно признал ее операцией, не являющейся объектом налогообложения.
Постановление ФАС ВСО от 18 июля 2006 г. по делу N А33-18535/05-Ф02-3452/06-С1
4.9. Налогоплательщик представил доказательства реальной оплаты собственного векселя, переданного в обмен на векселя третьих лиц, использованные при расчетах с поставщиком товара. Данные обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу, что общество понесло реальные затраты на приобретение товаров, поскольку оплатило их стоимость за счет собственных средств.
Постановление ФАС СЗО от 18 июля 2006 г. по делу N А05-7861/2005-33
4.10. Платеж не может быть признан авансовым, если поступил обществу в тот же налоговый период, в котором товар был фактически реализован на экспорт.
Постановление ФАС МО от 24 июля 2006 г. по делу N А56-54876/2005
4.11. Инспекция не проверила повторно представленную обществом уточненную декларацию по НДС и приняла решение по результатам камеральной проверки декларации, фактически измененной налогоплательщиком до принятия налоговым органом решения, следовательно, основания для доначисления налога отсутствуют.
Постановление ФАС ЗСО от 16 марта 2006 г. по делу N А21-7211/04-С1
4.12. Отсутствие выделения отдельной строкой НДС в кассовых документах не является безусловным основанием для отказа в применении вычета. В представленных заявителем счетах-фактурах НДС выделен отдельной строкой, суммы, уплаченные по чекам и платежному поручению, соответствуют суммам, указанным в счетах-фактурах.
Постановление ФАС ПО от 14 марта 2006 г. по делу N А49-558/5/05-250А/13
4.13. При передаче предмета лизинга лизингополучателю происходит оказание платной услуги, которая является объектом налогообложения, в связи с чем суммы налога, уплаченные при приобретении этих предметов, подлежат вычету в момент постановки их на учет у лизингодателя.
Постановление ФАС МО от 22 мая 2006 г. по делу N КА-А40/4393-06
4.14. Валютная выручка, поступившая в том же налоговом периоде, когда отгружен товар, не может расцениваться в качестве авансовых платежей, которые в соответствии со ст. 162 НК РФ подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Постановление ФАС ЗСО от 14 августа 2006 г. по делу N Ф04-4997/2006(25234-А27-41)
4.15. Судом установлена схема расчетов между организациями, направленная на незаконное возмещение НДС из бюджета. При этом прибыль (разница между выручкой, полученной от покупателя, и расходами - средствами, уплаченными поставщику) аналогичным образом "передавалась" в основной своей части по цепочке поставщиков от заявителя контрагенту, в результате чего обязанность по уплате налога на прибыль также возникала у организации, которая эту обязанность фактически не исполняла.
Постановление ФАС МО от 27 июня 2006 г. по делу N КА-А40/5638-06-П
4.16. Общество признано недобросовестным, так как, приобретая имущество на заемные денежные средства, предоставленные обществу по договору беспроцентного займа, не имело достаточного денежного остатка для погашения заемных средств. Внешний источник поступления средств в такой сумме у общества также отсутствовал. Налоговым органом представлены доказательства недобросовестности действий общества по возмещению НДС из бюджета.
Постановление ФАС МО от 15 июня 2006 г. по делу N Ф09-4521/06-С2
4.17. Требование о возмещении НДС связано с требованием о признании незаконным бездействия инспекции, т.е. при наличии не обжалованного в установленном порядке бездействия и без проверки законности такого бездействия отсутствуют основания для возложения на инспекцию обязанности по возмещению НДС, поскольку это означает проведение судом налоговой проверки по собственной инициативе.
Постановление ФАС МО от 4 июля 2006 г. по делу N КА-А40/5828-06
4.18. Формальное соблюдение требований ст. 164-165, 171-172, 176 НК РФ не влечет за собой безусловности возмещения налогоплательщику сумм НДС, если при исполнении налоговых обязанностей и реализации права на возмещение налоговых вычетов выявлена недобросовестность налогоплательщика.
Постановление ФАС УО от 24 августа 2006 г. по делу N Ф09-7269/06-С2
4.19. Оформленные несуществующими налогоплательщиками счета-фактуры не со ответствуют требованиям, предъявленным к ним ст. 169 НК РФ, в связи с чем не могут служить основанием для применения налоговых вычетов.
Постановление ФАС МО от 14 июня 2006 г. по делу N Ф09-2920/06-С2
4.20. Внешне действуя в рамках закона, общество совершало хозяйственные операции, целью которых было не получение при были, а возмещение налога на добавочную стоимость из бюджета, что указывает на не добросовестность общества. Об этом свидетельствуют обстоятельства, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами, каждое из которых в отдельности не дает достаточных оснований для вывода о недобросовестности, однако в их системной взаимосвязи данные доказательства позволяют сделать такой вывод.
Постановление ФАС МО от 7 августа 2006 г. по делу N КА-А40/7034-06
4.21. На убытки были списаны затраты по аннулированным производственным заказам, в том числе товары (работы, услуги), по которым был возмещен НДС. Задолженность перед поставщиками данных услуг обществом была погашена, и общая сумма НДС, исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ, была уменьшена на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении названных услуг. Доначисления сумм НДС, ранее предъявленных к вычету, по аннулированным производственным заказам и начисления на данные суммы пеней являются правомерными.
Постановление ФАС ЗСО от 16 августа 2006 г. по делу N Ф04-5077/2006(25319-А75-34)
4.22. Поскольку сделки по приобретению товаров совершены предпринимателем с организациями, которые не состоят на государственном учете в качестве субъектов предпринимательской деятельности, суд правомерно посчитал, что факт совершения с ними хозяйственных операций нельзя признать подтвержденным.
Постановление ФАС ЦО от 29 июня 2006 г. по делу N А36-4218/2005
4.23. У общества не возникло права на налоговые вычеты, так как, несмотря на формальное соблюдение налогоплательщиком условий ст. 172 НК РФ, источником оплаты основных средств явились суммы государственной поддержки в виде льготы по налогу на прибыль организаций.
Постановление ФАС ЗСО от 14 августа 2006 г. по делу N Ф04-4995/2006(25238-А70-41)
5. Налог на прибыль
5.1. Обособленное подразделение не является самостоятельным плательщиком налога на прибыль. Поскольку расходы на содержание законсервированного производства обусловлены необходимостью подготовки имущества обособленного подразделения к реализации, следует руководствоваться показателями деятельности общества в целом, а не его отдельного подразделения.
Постановление ФАС ЗСО от 7 августа 2006 г. по делу N Ф04-4867/2006(25120-А46-33)
5.2. Расходы на оплату консультационных услуг, связанные с получением лицензии, являются косвенными, относятся к обычным видам деятельности и признаются таковыми в том отчетном периоде, в котором имели место в соответствии с условиями заключенных договоров.
Постановление ФАС ЗСО от 7 августа 2006 г. по делу N Ф04-4867/2006(25120-А46-33)
5.3. Общество при расчете налога на прибыль за 2004 г. обоснованно отнесло к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу, затраты на обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов по договорам страхования.
Постановления ФАС ВСО от 1 августа 2006 г. по делу N А33-22126/05-Ф02-3839/06-С1, ФАС ПО от 3 августа 2006 г. по делу N А65-24755/2005-СА1-7
5.4. Общество представило в инспекцию и в суд документы, обосновывающие факт нарушения договорных обязательств, наличие ущерба, факты несения реальных затрат и их признания. Понесенные обществом убытки после реализации товара конкретному покупателю являются внереализационными расходами, совершенными с целью возмещения причиненного ущерба, документально подтверждены, экономически оправданны и могут быть отнесены к внереализационным расходам в силу подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Постановление ФАС СЗО от 20 июля 2006 г. по делу N А56-36505/2005
5.5. Пунктом 14 ст. 2 Закона о налоге на прибыль*(1) установлен особый порядок отражения курсовых разниц, образовавшихся за период с 1 января по 31 декабря 1998 г., для целей определения налогооблагаемой базы и исчисления налога на прибыль за 1998 г., а также использования льготы предприятиями и организациями, получившими убыток по курсовым разницам в 1998 г. Убыток в таком случае определяется по данным годового бухгалтерского отчета и не зависит от периода погашения кредиторской задолженности. В соответствии с п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе переносить убыток на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Общество правомерно уменьшило налоговую базу текущего налогового периода (I квартал 2005 г.) на сумму полученного в 1998 г. убытка по курсовым разницам.
Постановление ФАС СЗО от 21 июля 2006 г. по делу N А56-50184/2005
5.6. Поскольку ежемесячные авансовые платежи по налогу исчисляются на основе нереальной налоговой базы, а предполагаемой, то при начислении пеней на суммы ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода будут нарушаться положения ст. 75 НК РФ и права налогоплательщика. При таких обстоятельствах у инспекции не было оснований для начисления пеней по ежемесячным авансовым платежам по налогу на прибыль.
Постановление ФАС МО от 2 мая 2006 г. по делу N КА-А40/3584-06
5.7. Места общего пользования, коридоры, лестничные клетки также использовались арендаторами в целях извлечения прибыли, в связи с чем общество, получая доход в виде арендной платы, обоснованно включило в состав расходов затраты на оплату тепловой энергии для отопления указанных площадей как экономически оправданные.
Постановление ФАС ДО от 26 июля 2006 г. по делу N Ф03-А73/06-2/2353
5.8. Судом установлено, что для оперативного руководства производственным процессом необходима связь руководителя с работниками компании, а также связь между работниками компании. Таким образом, расходы на услуги сотовой связи произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода. Руководителем компании сотовые телефоны закреплены за работниками, которые имеют право ими пользоваться, и утверждены предельные размеры расходов на связь для каждого работника. Следовательно, произведенные затраты на услуги сотовой связи подтверждены документально.
Постановление ФАС МО от 31 мая 2006 г. по делу N КА-А40/4775-06
5.9. Расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя. Вексель в спорный период погашен не был, оплата процентов за пользование кредитом не производилась, в связи с чем общество не понесло реальных затрат. Разница между ценой векселя и его номинальной стоимостью неправомерно отнесена обществом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
Постановление ФАС ЗСО от 11 августа 2006 г. по делу N Ф04-4975/2006(25280-А27-33)
5.10. Общество необоснованно отразило возникшие временные вычитаемые и налогооблагаемые разницы в бухгалтерском учете в 2003 г. и включило сумму в расходы, относящиеся к реализованным товарам (работам, услугам), поскольку уменьшение налоговой базы на сумму каких-либо разниц, возникающих вследствие различного учета активов и обязательств, в бухгалтерском и налоговом учете не предусмотрено.
Постановление ФАСВСО от 15 августа 2006 г. по делу N А78-12022/05-С2-28/809-Ф02-3821/06-С1
5.11. Получаемые обществом в период 2001-2003 гг. бюджетные средства предназначались для возмещения недополученной платы за электроэнергию, реализованную отдельным потребителям по льготным тарифам. По своему экономическому содержанию средства представляют собой часть выручки за поставленную продукцию. При исчислении налога на прибыль они подлежали включению в налогооблагаемую базу и были необоснованно исключены из нее налогоплательщиком в уточненных декларациях. Постановление ФАС СЗО от 9 марта 2006 г. по делу N А44-3346/2005-15
6. Прочие налоги и сборы
6.1. НК РФ предоставляет налогоплательщику возможность альтернативного варианта исчисления ЕСН: если выплаты стимулирующего характера не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, то ЕСН не начисляется; если указанные выплаты отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, ЕСН начислять следует.
Постановление ФАС МО от 20 июня 2006 г. по делу N КА-А40/5199-06
6.2. Недвижимое имущество является объектом обложения налогом на имущество. Критерием для отнесения имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. К основным средствам может быть отнесено имущество, которое фактически, а не предположительно используется в спорный период в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или для управленческих нужд организаций.
Постановление ФАС ВВО от 25 июля 2006 г. по делу N А79-11727/2005
6.3. Статья 217 НК РФ не содержит требований к документам, которые подтверждают расходы на наем жилого помещения и проживание в гостинице при направлении работников в командировку. Таким образом, в качестве доказательств понесенных расходов обществом правомерно представлены счета и квитанции к приходному кассовому ордеру. В этих документах указаны наименования гостиниц, фамилии клиентов, время и стоимость проживания, дата оплаты услуг гостиниц.
Постановление ФАС СЗО от 19 июня 2006 г. по делу N А05-15886/2005-13
6.4. Согласно п. 6 ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов. Средства, поступившие из бюджетов различных уровней на возмещение расходов, образовавшихся в связи с предоставлением отдельным категориям граждан (ветеранам, многодетным семьям, инвалидам и др.) льгот по оплате коммунальных услуг, являются бюджетным финансированием, в связи с чем применение обществом льготы признано обоснованным.
Постановление ФАС ВВО от 7 июля 2006 г. по делу N А11-19214/2005-К2-25/808/32
6.5. Общество правомерно не включило в налогооблагаемую базу по налогу на имущество стоимость оборудования, переданного в уставный капитал, так как оно не смонтировано, но принято в эксплуатацию и не приобрело статус основного средства.
Постановление ФАС УО от 8 августа 2006 г. по делу N Ф09-6969/06-С7
6.6. Поскольку обществу в установленном ЗК РФ порядке не выделен земельный участок и отсутствуют доказательства его фактического использования, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у общества обязанности по уплате земельного налога.
Постановление ФАС МО от 13 июня 2006 г. по делу N КА-А41/3742-06Б
6.7. Отсутствие чека контрольно-кассовой машины при наличии других оправдательных документов не может являться свидетельством нецелевого использования подотчетными лицами денежных средств и получения последними дохода, облагаемого НДФЛ.
Постановление ФАС ДО от 26 июля 2006 г. по делу N Ф03-А73/06-2/1776
6.8. Выплаты, произведенные заявителем своим работникам, членам их семей и прочим физическим лицам в виде оплаты стоимости авиаперелета к месту отдыха и обратно, за их обучение, санаторно-курортное лечение, не включаются в объект обложения ЕСН.
Постановление ФАС МО от 1 июня 2006 г. по делу N КА-А40/4888-06
6.9. Взносы по договору о негосударственном пенсионном обеспечении не могут быть квалифицированы как вознаграждение либо выплаты в пользу работников, поскольку физические лица не получают ни дохода, ни материальной выгоды, ни права распоряжаться пенсионными взносами.
Постановление ФАС МО от 1 июня 2006 г. по делу N КА-А40/4888-06
6.10. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не исключало обязанность общества исчислять и уплачивать земельный налог, поскольку в результате сделки оно должно было стать собственником земли, но возникновение права собственности должным образом не оформило.
Постановление ФАС ПО от 6 июня 2006 г. по делу N А12-33915/05-С36
6.11. Поскольку выплаты премий работникам предприятия за работу в выходные и праздничные дни, за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, за сдачу бухгалтерской отчетности предусмотрены положением об оплате труда и коллективными договорами, такие выплаты относятся к расходам на оплату труда, которые должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, инспекция правомерно доначислила предприятию единый социальный налог с указанных сумм.
Постановление ФАС ЦО от 3 июля 2006 г. по делу N А14-18292-2005/641/10
7. Налоговый контроль
7.1. Датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) инспекции о проведении выездной налоговой проверки. Проверка завершается составлением справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Постановление ФАС ЗСО от 9 августа 2006 г. по делу N Ф04-4012/2006(24048-А75-41)
7.2. На основании норм НК РФ у налогоплательщика отсутствует обязанность представлять документы одновременно с декларацией, а у налогового органа есть право истребовать необходимые для проведения проверки документы.
Постановление ФАС МО от 4 июля 2006 г. по делу N КА-А40/5911-06-П
7.3. Неверное указание в налоговой декларации, направляемой в электронном виде, одной из цифр в одной из строк в номере КПП общества не может служить основанием для вывода о том, что данная декларация не представлялась.
Постановление ФАС ЗСО от 12 июля 2006 г. по делу N Ф04-4360/2006(24498-А27-37)
7.4. НК РФ не ограничивает для налогоплательщиков срок представления уточненных налоговых деклараций и когда уменьшаются исчисленные ранее к уплате в бюджет суммы налога. В данном деле сроки, установленные ст. 87 НК РФ для проведения камеральных и выездных проверок, не могут быть применимы, поскольку они определены в качестве гарантии защиты интересов налогоплательщика и не распространяют свое действие на проверку уточненных налоговых деклараций.
Постановление ФАС ВСО от 29 июня 2006 г. по делу N А74-5387/05-Ф02-3120/06-С1
8. Ответственность
"+"
8.1. Суд правомерно отказал во взыскании штрафа, поскольку имелась переплата по налогу за предыдущий период. Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, в котором возникла задолженность, он может быть освобожден от ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, только при соблюдении им условий, определенных п. 4 ст. 81 НК РФ.
Постановление ФАС СЗО от 11 августа 2006 г. по делу N А13-1200/2006-19
8.2. Шестимесячный срок давности взыскания налоговой санкции должен исчисляться с момента составления уведомления, если оно соответствует понятию акта проверки, упомянутому в п. 4.1 Постановления КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П.
Постановление ФАС СЗО от 14 июля 2006 г. по делу N А21-11606/2005
8.3. Сумма налога уплачена обществом до вынесения инспекцией решения о привлечении к налоговой ответственности одновременно с подачей налоговой декларации, следовательно, событие налогового правонарушения отсутствует.
Постановление ФАС МО от 22 августа 2006 г. по делу N Ф04-5290/2006(25472-А45-29)
8.4. Срок для вынесения решения и выставления требования не нарушен, поскольку трехмесячный срок, установленный ст. 88 НК РФ, не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
Постановление ФАС ЗСО от 15 августа 2006 г. по делу N Ф04-5136/2006(25295-А45-27)
9. Защита прав налогоплательщика (налогового агента)
"!"
9.1. Осведомленность общества об имеющейся у него задолженности по налогам (сборам) и пеням не освобождает инспекцию от соблюдения процедуры принудительного взыскания.
Постановление ФАС ВСО от 18 июля 2006 г. по делу N А19-6616/06-50-Ф02-3510/06-С1
9.2. Рассматривая вопрос о возмещении судебных расходов (имеется в виду оплата услуг представителя), суд руководствуется таким критерием, как разумные пределы расходов, в частности характером спора по настоящему делу, основанному на преюдициальном значении обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением суда.
Постановление ФАС СЗО от 7 июля 2006 г. по делу N А66-8965-03
и
9.3. Статья 78 НК РФ устанавливает трехлетний срок для обращения общества в инспекцию с письменным заявлением о возврате налога, а не в суд с заявлением обязать налоговый орган возвратить излишне уплаченный налог. Требования об обязании возвратить суммы излишне уплаченных налогов вытекают из публичных правоотношений, однако носят имущественный характер и не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 АПК РФ, в том числе с применением ст. 198 АПК РФ.
Постановление ФАС ВВО от 29 июня 2006 г. по делу N А13-5646/04-19
9.4. Инспекция не доказала, что законом или нормативным актом ей предоставлено право предъявлять иски о признании сделки незаключенной. Предусмотрено лишь право обращения с иском о признании сделки не действительной. Право признавать сделку незаключенной имеют заинтересованные лица, а именно стороны, ее заключившие, но не налоговый орган.
Постановление ФАС МО от 4 апреля 2006 г. по делу N КГ-А40/2309-06
9.5. Право общества на обращение в суд для разрешения спора о законности принятого инспекцией решения не связано с его отменой вышестоящим налоговым органом.
Постановление ФАС СЗО от 6 июля 2006 г. по делу N А56-40240/2005
9.6. Суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные обществом в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы обществом в инспекцию в сроки, определенные п. 5 ст. 100 НК РФ.
Постановление ФАС ЗСО от 18 июля 2006 г. по делу N Ф04-4247/2006(24358-А46-19)
9.7. Принятие обеспечительных мер является обоснованным, поскольку при отклонении ходатайства проценты на сумму излишне взысканного налога, начисление которых предусмотрено п. 4 ст. 79 НК РФ, выплачиваются за счет общих поступлений в бюджет и соответственно увеличивают расходную часть бюджета.
Постановление ФАС ЗСО от 16 августа 2006 г. по делу N Ф04-4096/2006(24176-А81-33)
9.8. Ссылка общества на то, что организации придется обратиться в суд с новым иском о возврате взысканных во внесудебном порядке сумм налога на основании оспариваемого требования, не свидетельствует о затруднительности исполнения судебного акта.
Постановление ФАС МО от 5 июля 2006 г. по делу N КА-А41/5886-06
9.9. Суд правомерно не рассматривал в качестве доказательств, представленных заявителем в материалы дела, первичные бухгалтерские документы и документы, обосновывающие правомерность применения налоговой ставки 0%, которые не были приобщены к налоговой декларации для проведения проверки.
Постановление ФАС МО от 26 июня 2006 г. по делу N КА-А40/5411-06
Обзор подготовили специалисты компании "ФБК"
под руководством менеджера департамента налогов и права
А.А. Яковлева
"Ваш налоговый адвокат", N 6, ноябрь-декабрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru