Обобщение судебной практики по налоговым спорам за август 2004 г.
Обработано 2203 дела Обобщение по тематическому критерию
Используемые сокращения
КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации.
ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации.
ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа.
ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа.
ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Условные обозначения
"!" - дефиниции.
"-" - отрицательная практика.
"+" - положительная практика.
1. Дела КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ
"!"
1.1. Постановление КС РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева"
В установленный ч. 2 ст. 89 НК РФ двухмесячный (в исключительных случаях - трехмесячный) срок включаются только те периоды, в которые проверяющие находились на территории налогоплательщика, а именно время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими документов налогоплательщика непосредственно на его территории.
1.2. Постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 г. N 1401/04
Законодатель, предоставляя МНС России право определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, под особенностями имел в виду в том числе место постановки таких налогоплательщиков на учет.
1.3. Постановление Президиума ВАС РФ от 13 июля 2004 г. N 6096/02
Правоприменительные решения, основанные на акте, который хотя и не признан в результате разрешения дела в конституционном судопроизводстве не соответствующим Конституции РФ, но которому в ходе применения по конкретному делу арбитражный суд придал истолкование, расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным КС РФ, подлежат пересмотру в порядке, установленном законом. Дела, послужившие для заявителей поводом для обращения в КС РФ, во всяком случае подлежат пересмотру компетентными органами. Такой пересмотр осуществляется безотносительно к истечению сроков обращения в эти органы и независимо от того, имеются или отсутствуют основания для пересмотра, предусмотренные иными, помимо Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", актами.
"-"
1.4. Постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 г. N 2046/04
С точки зрения экономического содержания между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется; фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика. Поскольку НК РФ право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее проведения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.
2. Общие вопросы налогообложения
"!"
2.1. Постановление ФАС СКО от 1 сентября 2003 г. по делу N Ф08-3247/2003-1230А
Транзитный валютный счет открывается параллельно текущему валютному счету независимо от волеизъявления организации, и, следовательно, уведомление об открытии текущего валютного счета свидетельствует и об открытии транзитного валютного счета.
2.2. Постановление ФАС ВСО от 27 апреля 2004 г. по делу N А33-11402/03-Ф02-1374/04-С1
Согласно ст. 24 НК РФ на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае неудержания налога с доходов, выплаченных налогоплательщику. В силу п. 4 названной статьи налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком, только суммы налогов, удержанных с доходов налогоплательщиков. Лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить (уплатить) в бюджет эту сумму.
2.3. Постановление ФАС ВВО от 15 июня 2004 г. по делу N А31-162/15
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, имеющие вклады в акционерных обществах и осуществляющие права акционеров через свои уполномоченные органы, не подпадают под определение понятия "организация" в целях применения норм НК РФ.
2.4. Постановление ФАС СЗО от 22 июня 2004 г. по делу N А21-12084/03-С1
Довод налогового органа, что срок для взыскания задолженности по налогам и пеням исчисляется с момента государственной регистрации правопреемника реорганизованного юридического лица, суд отклонил, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
2.5. Постановление ФАС СЗО от 14 июля 2004 г. по делу N А42-8440/03-20
Ни одной нормой права, которым регулируются вопросы уплаты в бюджет НДС и налога на прибыль, не предусмотрена обязанность налогоплательщика проверять добросовестность своих поставщиков.
2.6. Постановление ФАС ЗСО от 14 июля 2004 г. по делу N Ф04/3844-1596/А27-2004
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду относятся к взимаемым в публично-правовом порядке обязательным платежам неналогового характера, к которым не применяются положения НК РФ.
"+"
2.7. Постановление ФАС СЗО от 17 июня 2004 г. по делу N А21-12042/03-С1
Единство правового режима налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, свидетельствует о намерении законодателя закрепить для них равные обязанности в данной сфере. Это означает, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги исходя из принципа равенства для субъектов малого предпринимательства не должна носить дискриминационный характер в зависимости от того, являются они организациями либо индивидуальными предпринимателями.
3. Уплата и возврат налогов
"!"
3.1. Постановление ФАС МО от 2 июня 2004 г. по делу N КА-А40/4365-04
В силу абз. 4 п. 3 ст. 176 НК РФ при нарушении сроков, установленных этим пунктом, на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Так как на сумму, подлежащую зачету, проценты не начисляются, а согласно вступившему в законную силу решению арбитражного суда налоговый орган обязан возместить НДС путем зачета, судебные инстанции правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для начисления процентов.
3.2. Постановление ФАС ЦО от 8 июня 2004 г. по делу N А36-259-10-03
При нарушении установленных п. 4 ст. 176 НК РФ сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России. Причем из названной нормы следует, что начисление этих процентов не зависит от причин нарушения сроков возврата налога.
"+"
3.3. Постановление ФАС СЗО от 2 августа 2004 г. по делу N А66-9247-03
Вынесение налоговым органом незаконного решения, признанного судом недействительным, следует рассматривать как невынесение решения в установленный срок, поскольку последствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих потерь в виде процентов. То есть предусмотренные п. 4 ст. 176 НК РФ проценты представляют собой компенсацию потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
4. Налог на добавленную стоимость
"!"
4.1. Постановление ФАС СЗО от 13 января 2004 г. по делу N А66-5207-03
Применение налогоплательщиком ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации поставлено в зависимость от того, был ли фактически осуществлен экспорт товара, и не связано с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика. Взаимоотношения продавца и покупателя принадлежат сфере гражданско-правовых, а не налоговых правоотношений.
4.2. Постановление ФАС СЗО от 24 мая 2004 г. по делу N А56-16214/03
Возмещение налога из бюджета добросовестным налогоплательщиком предполагает реальное осуществление сделок с реальными товарами.
4.3. Постановление ФАС СЗО от 1 июня 2004 г. по делу N А56-48129/03
Исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов не может приравниваться к исполнению обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению налогов в бюджет. Таким образом, не имеется оснований для проведения зачета НДС, подлежащего возмещению налогоплательщику из бюджета, в счет исполнения его обязанности как налогового агента по удержанию и перечислению указанного налога за других юридических лиц.
4.4. Постановление ФАС СЗО от 18 июня 2004 г. по делу N А26-7595/03-27
Суммы НДС, указанные налогоплательщиком в декларациях по экспортным операциям как суммы налоговых вычетов, подлежащие возмещению из бюджета, не могут считаться переплатой налога в бюджет до вынесения налоговым органом предусмотренного п. 4 ст. 176 НК РФ решения еще и потому, что сам налогоплательщик указанные в названной декларации суммы налога в бюджет не уплатил. Возмещение налогоплательщику за счет бюджетных средств его фактических затрат, понесенных в связи с уплатой налога поставщикам материальных ресурсов, использованных при экспортных операциях, производится государством в лице налогового органа как поощрение (льгота), направленное на поддержку деятельности налогоплательщиков, связанной с экспортом продукции, так же как и предоставление таким налогоплательщикам права на применение ставки 0% по НДС.
4.5. Постановление ФАС СЗО от 3 августа 2004 г. по делу N А56-1488/04
Безвозмездная передача имущества в пользование подлежит обложению НДС.
4.6. Постановление ФАС СКО от 25 февраля 2004 г. по делу N Ф08-541/2004-223А
Налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС с добросовестностью его контрагентов и с фактом внесения ими в бюджет полученных от покупателя сумм налога. Вместе с тем основанием для вывода о неправомерности возмещения может служить недобросовестность налогоплательщика в отношениях с поставщиками.
4.7. Постановление ФАС ВСО от 14 апреля 2004 г. по делу N А78-2231/03-С2-17/177-Ф02-1154/04-С1
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма НДС, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. При нарушении установленных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Налоговым законодательством не предусмотрена возможность продления указанных сроков в связи с проведением камеральной проверки налоговой декларации, по которой налогоплательщик заявляет вычеты по налогу и сумму, подлежащую возмещению.
4.8. Постановление ФАС ВСО от 28 апреля 2004 г. по делу N А19-13898/03-41-Ф02-1423/04-С1
Составленные банком ежемесячные ведомости банковского контроля не являются доказательствами фактической отгрузки товаров на экспорт в текущем месяце.
4.9. Постановление ФАС ВСО от 5 мая 2004 г. по делу N А69-1006/03-4-Ф02-1443/04-С1
Применение льготы, предусмотренной подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, не зависит от размера выручки, полученной организацией за выполненные проектно-изыскательские работы.
4.10. Постановление ФАС ЦО от 18 июня 2004 г. по делу N А35-3177/03-С2
Нарушения при оформлении счетов-фактур, вызванные механически допущенными ошибками, носят незначительный характер и не влекут за собой каких-либо последствий для бюджета, а следовательно, не могут стать поводом для отказа в применении налоговых вычетов по налогу, уплаченному по данным счетам-фактурам.
4.11. Постановление ФАС УО от 30 июня 2004 г. по делу N Ф09-2544/04-АК
Из положений главы 21 НК РФ следует, что момент предъявления сумм налога к вычету связан с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг), их фактической оплаты (включая сумму налога), а также с целью их приобретения. Реализация товаров (работ, услуг) в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
4.12. Постановление ФАС ЗСО от 7 июля 2004 г. по делу N Ф04/3674-812/А46-2004
Исходя из специфики исчисления НДС при реализации товаров на экспорт, законодатель фактически отсрочил налогоплательщику момент определения налоговой базы, связав его не с датой отгрузки или оплаты, а с периодом, необходимым налогоплательщику для подготовки полного пакета документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Следовательно, представив полный пакет документов, установленных приведенной налоговой нормой, налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган за возмещением НДС, уплаченного им поставщикам товара.
"-"
4.13. Постановление ФАС ВСО от 29 апреля 2004 г. по делу N А10-5611/03-3-Ф02-1405/04-С1
Счет-фактура, содержащий недостоверную информацию, не может являться документом, подтверждающим право на осуществление налогового вычета или возмещения налога. Представленные предпринимателем счета-фактуры не содержат достоверной информации о поставщике товара, в связи с чем не могут являться документами, подтверждающими право на осуществление налоговых вычетов.
4.14. Постановление ФАС ВСО от 29 апреля 2004 г. по делу N А33-8561/03-С3-Ф02-1373/04-С1
Организация при представлении в налоговую инспекцию уточненной налоговой декларации и заявлении сумм, не подлежащих налогообложению, не выполнила требований ст. 149 НК РФ, поэтому налоговая инспекция правомерно приняла решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
4.15. Постановление ФАС ЦО от 14 мая 2004 г. по делу N А48-3957/03-18
Счета-фактуры, выставленные несуществующими продавцами, не отвечают требованиям, предъявляемым к ним п. 5 ст. 169 НК РФ, и не могут являться основанием для принятия сумм налога к возмещению на основании п. 2 ст. 169 НК РФ.
4.16. Постановление ФАС СЗО от 17 июня 2004 г. по делу N А56-27548/03
Из материалов дела следует, что денежные средства в оплату товара по экспортному контракту поступили на счет общества не от иностранного лица - покупателя товара, а с корреспондентского счета российской организации. Таким образом, следует признать, что денежные средства поступили на расчетный счет общества не из-за рубежа, а получены в результате движения денежных средств, уплаченных заявителем поставщику, который в свою очередь в тот же день перечислил их на корреспондентский счет другой организации. Иностранный покупатель экспортированного товара в этой цепочке расчетов не участвовал, поскольку не перечислял каких-либо денежных средств на корреспондентский счет указанного банка. При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод, что общество в нарушение подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ не представило доказательств, подтверждающих фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет налогоплательщика в российском банке. Следовательно, оспариваемое решение налогового органа является правомерным.
4.17. Постановление ФАС ЗСО от 23 июня 2004 г. по делу N Ф04/3442-739/А46-2004
Представленные выписки из лицевого счета и мемориальные ордера не являются доказательствами поступления выручки от экспортированного товара. Это всего лишь внутрибанковские документы, из содержания которых не следует, что выручка поступила от иностранного лица - покупателя товара.
4.18. Постановление ФАС СКО от 12 августа 2003 г. по делу N Ф08-2941/2003-1102А
Поскольку поставщик на налоговом учете не состоит, в базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков не значится и его ИНН недействителен, в представленных предпринимателем в подтверждение налогового вычета счетах-фактурах указаны не соответствующие действительности сведения о продавце. При указанных обстоятельствах суд сделал вывод, что выставленные поставщиком предпринимателю счета-фактуры содержат не соответствующие действительности сведения и не могут являться основанием для принятия налога к вычету.
"+"
4.19. Постановление ФАС МО от 26 февраля 2004 г. по делу N КА-А40/799-04
При применении ст. 164, 165 НК РФ необходимо учитывать, что требование налогового органа о представлении копий договоров с подписями и печатями сторон не основано на законе.
4.20. Постановление ФАС ВСО от 22 апреля 2004 г. по делу N А19-14872/03-44-Ф02-1416/04-С1
Согласно рецептуре производимых обществом безалкогольных напитков они не содержат углеводов, так как при их изготовлении используется интенсивный подсластитель аспартам. Следовательно, указанные напитки являются диабетическими, что также подтверждается письмом Научно-исследовательского института питания Российской академии медицинских наук, письмами областного эндокринологического диспансера и письмами Головного испытательного центра пищевой продукции при НИИ питания РАМН. Таким образом, общество правомерно применяло пониженную ставку НДС при реализации производимых им напитков, поэтому налоговая инспекция не имела правовых оснований для доначисления обществу НДС.
4.21. Постановление ФАС ВСО от 29 апреля 2004 г. по делу N А58-571/03-Ф02-1445/04-С1
Налоговая инспекция в ходе проверки не определила конкретный налоговый период, в котором, по мнению налоговой инспекции, были осуществлены операции по реализации аффинированного золота, в связи с чем НДС по итогам года доначислен необоснованно.
4.22. Постановление ФАС ЦО от 9 июня 2004 г. по делу N А54-364/04-С21
Отсутствие подписи инспектора таможенного органа на ГТД и СМR не связано с правом заявителя на возмещение НДС, поскольку не является нарушением порядка подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%, предусмотренного ст. 165 НК РФ. Таким образом, поскольку ГТД принята таможенным органом, о чем свидетельствуют имеющиеся отметки таможни, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о подтверждении факта экспорта товара. Неисполнение уполномоченным лицом таможенного органа приказа ГТК России не может контролироваться налогоплательщиком.
4.23. Постановление ФАС СЗО от 11 июня 2004 г. по делу N А56-36741/03
Для реализации предусмотренного п. 2 ст. 164 НК РФ права на применение при исчислении НДС налоговой ставки 0% налогоплательщик вправе представить вместо коносамента иные транспортные, товаросопроводительные документы, содержащие такую же информацию и относящиеся к системе накладных. Кассационная инстанция считает, что штурманская расписка представляет собой транспортный документ, подтверждающий вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. В указанном документе содержится такая же информация, что и на лицевой стороне коносамента.
4.24. Постановление ФАС СЗО от 2 июля 2004 г. по делу N А52/321/2004/2
Основанием для возмещения НДС является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения. При отсутствии у налогоплательщика в каком-либо налоговом периоде объектов налогообложения исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ общая сумма налога равна нулю, а следовательно, сумма налоговых вычетов как полученная по итогам налогового периода разница должна быть возмещена в полном объеме.
4.25. Постановление ФАС СЗО от 15 июля 2004 г. по делу N А56-5114/04
Общество уплатило НДС таможенному органу как за счет собственных, так и за счет заемных средств, перешедших в соответствии с положениями ст. 807 ГК РФ в собственность заемщика (общества), следовательно, требования п. 1 ст. 172 НК РФ о праве налогоплательщика на налоговый вычет при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров заявителем соблюдены.
4.26. Постановление ФАС ЦО от 15 июня 2004 г. по делу N А68-АП-577/11-03
НК РФ не содержит условий о том, что в случае оплаты товаров (работ, услуг) из заемных средств НДС считается уплаченным поставщику этих товаров (работ, услуг) только после погашения займа.
4.27. Постановление ФАС ЗСО от 30 июня 2004 г. по делу N Ф04/3562-1131/А45-2004
То обстоятельство, что денежные средства, перечисленные организации в оплату товаров (работ, услуг), являются заемными, не может служить основанием для отказа налогоплательщику в вычете уплаченного им поставщику НДС, поскольку они признаются собственным имуществом налогоплательщика и нормами налогового законодательства право налогоплательщика на вычет налоговых сумм не ставится в зависимость от источника получения им денежных средств, направленных впоследствии на уплату налога. Более того, нормами главы 21 НК РФ право налогоплательщика на возмещение НДС, уплаченного поставщикам за счет заемных средств, не связывается с погашением займов.
4.28. Постановление ФАС ЗСО от 21 июля 2004 г. по делу N Ф04-5060/2004(А70-3093-35)
На момент передачи векселей в счет оплаты работ по субподрядному договору общество понесло фактические затраты, связанные с приобретением ценных бумаг. Следовательно, произведенные расчеты с субподрядчиком оплаченными векселями признаются оплатой работ в целях налогообложения, а общество - подтвердившим право на вычет по НДС.
4.29. Постановление ФАС ПО от 22 июля 2003 г. по делу N А 55-18219/02-29
Передача основных средств по договору простого товарищества не является реализацией, и в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ у истца не возникает объекта налогообложения по НДС.
5. Налог на прибыль
"!"
5.1. Постановление ФАС УО от 26 июля 2004 г. по делу N Ф09-2937/04-АК
Из смысла п. 2 ст. 257 НК РФ следует, что как капитальные необходимо рассматривать затраты на достройку, дооборудование, модернизацию объекта, которые повлекли за собой обязательное изменение его функциональной сущности.
"-"
5.2. Постановление ФАС СКО от 21 ноября 2003 г. по делу N Ф08-4561/2003-1737А
Поскольку снижение курса рубля по отношению к иностранной валюте при отсутствии операций с иностранной валютой не влечет за собой каких-либо расходов со стороны налогоплательщика, отрицательная курсовая разница, отражаемая на счетах бухгалтерского учета, сама по себе (до погашения задолженности) не относится к внереализационным расходам истца и налогооблагаемая прибыль не подлежит уменьшению.
5.3. Постановление ФАС СЗО от 1 июля 2004 г. по делу N А56-35961/03
Снижение курса рубля по отношению к иностранной валюте при отсутствии операций с иностранной валютой не влечет за собой каких-либо расходов со стороны налогоплательщика, поэтому отрицательная курсовая разница, отражаемая на счетах бухгалтерского учета, сама по себе (до погашения задолженности) не относится к внереализационным расходам истца и налогооблагаемая прибыль не подлежит уменьшению.
"+"
5.4. Постановление ФАС УО от 14 июля 2004 г. по делу N Ф09-2776/04-АК
Доначисление налога на прибыль и пени в течение действия договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита является неправомерным, поскольку межбюджетные отношения не влияют на обязанности налогоплательщика, связанные с уплатой налогов.
6. Иные налоги
"!"
6.1. Постановление ФАС МО от 6 мая 2004 г. по делу N КА-А41/3319-04
Частью 5 ст. 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-I "О плате за землю" предусмотрено взимание налога в размере 3% ставки исходя из целевого назначения земли, право на использование этой ставки не связано со сроками сдачи жилищного фонда в эксплуатацию.
6.2. Постановление ФАС МО от 6 мая 2004 г. по делу N КА-А41/3337-04
От уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов власти и управления.
6.3. Постановление ФАС ЦО от 20 мая 2004 г. по делу N А62-2230/03
Критерием для предоставления организации льготы по земельному налогу является не ее статус как учреждения, а тот вид деятельности, который она осуществляет.
6.4. Постановление ФАС СЗО от 21 июня 2004 г. по делу N А26-9414/03-21
Ставка земельного налога, по которой исчисляется налог за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который уплачивается налог в бюджет.
6.5. Постановление ФАС ЗСО от 14 июля 2004 г. по делу N Ф04/3905-1226/А45-2004
Таможенным законодательством Российской Федерации установлено, что ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации облагается таможенными пошлинами и налогами однократно, суммы периодических таможенных платежей, уплаченные в период нахождения товара в режиме "временный ввоз", должны учитываться при заявлении товара к таможенному режиму "выпуск товаров для свободного обращения".
"-"
6.6. Постановление ФАС СЗО от 25 декабря 2003 г. по делу N А56-18210/03
При проведении проверки налоговая инспекция установила, что организация неправомерно не включила в налоговую базу по единому социальному налогу за 2001 г. суммы материальной выгоды в виде экономии на процентах по заемным средствам. Суд считает правильными выводы налогового органа.
"+"
6.7. Постановление ФАС ВСО от 29 апреля 2004 г. по делу N А19-20263/03-33-Ф02-1418/04-С1
Согласно п. 4 ст. 236 НК РФ невключение в налоговую базу по единому социальному налогу сумм выплат на приобретение путевок для пенсионеров, пособий на погребение, материальной выгоды в виде оплаты стоимости путевок для работников, уплаченных за счет чистой прибыли, является правомерным.
6.8. Постановление ФАС ВВО от 18 июня 2004 г. по делу N А28-12630/2003-628/21
Налоговым законодательством не предусмотрено начисление пени за неуплату налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.
6.9. Постановление ФАС ЦО от 23 июня 2004 г. по делу N А14-10614-03/362/25
Так как налогоплательщик не уменьшил налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, объект обложения единым социальным налогом отсутствует.
7. Налоговый контроль
"!"
7.1. Постановление ФАС ВСО от 6 мая 2004 г. по делу N А33-10162/03-С6-Ф02-1510/04-С1
Непредставление налогоплательщиком документов, необходимых для осуществления налоговой проверки, не является препятствием для проведения налоговым органом данной налоговой проверки.
7.2. Постановление ФАС ЗСО от 5 июля 2004 г. по делу N Ф04/3632-1529/А27-2004
НК РФ не содержит норм, ограничивающих представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации.
8. Ответственность
"!"
8.1. Постановление ФАС МО от 4 сентября 2003 г. по делу N КА-А40/6454-03
В качестве одного из правомочий страховщика, которым является и Пенсионный фонд Российской Федерации, в ст. 11 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" названо право налагать на страхователей штрафы.
8.2. Постановление ФАС МО от 19 мая 2004 г. по делу N КА-А40/3864-04-п
Неправильное исчисление инспекцией налога на прибыль в связи с исключением из налоговой базы НДС не образует состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 120 НК РФ.
"+"
8.3. Постановление ФАС МО от 3 сентября 2003 г. по делу N КА-А41/6568-03
Суд обоснованно исходил из того, что УВД не представило сведений о доходах сотрудников, выполняя обязательные для него распоряжения врио министра и заместителя министра МВД России, содержащиеся в телеграммах МВД России, в которых УВД субъектов Российской Федерации указано на невозможность представления таких данных. Следовательно, апелляционный суд исходя из конкретных обстоятельств дела пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Управления вины в совершении налогового правонарушения.
8.4. Постановление ФАС МО от 6 мая 2004 г. по делу N КА-А40/3380-04
Сообщая налоговому органу об открытии счета, организация допустила ошибку в названии и номере счета. Отказывая налоговому органу в удовлетворении иска о взыскании штрафа, суд исходил из того, что налогоплательщик своевременно направил уведомление об открытии счета в банк. Ответственность за допущенные технические ошибки, опечатки налоговым законодательством не предусмотрена.
8.5. Постановление ФАС МО от 17 мая 2004 г. по делу N КА-А41/3844-04
Статья 117 НК РФ может применяться лишь при бездействии лица, обязанного встать на учет на основании его государственной регистрации или создания организацией обособленного подразделения, что исключает возможность квалификации деяния по данной статье в случае непостановки на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств.
8.6. Постановление ФАС МО от 8 июня 2004 г. по делу N КА-А40/4632-04
Форма N 2-НДФЛ не относится к первичным документам, отсутствие которых подходит под понятие "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объекта налогообложения". Непредставление данной формы не образует состава налогового правонарушения по ст. 120 НК РФ.
8.7. Постановление ФАС ВСО от 24 декабря 2003 г. по делу N А58-1381/03-Ф02-4489/03-С1
На налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на учет в том же налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.
8.8. Постановление ФАС СЗО от 30 января 2004 г. по делу N А56-28026/03
Статьей 122 НК РФ не предусмотрена ответственность за неполную уплату авансовых платежей по итогам отчетных периодов, установленных налоговым законодательством для единого социального налога.
8.9. Постановление ФАС СЗО от 7 июля 2004 г. по делу N А56-2113/04
В соответствии со ст. 123 НК РФ ответственность налогового агента наступает в случае неправомерного неперечисления (неполного перечисления) как удержанных, так и не удержанных с доходов налогоплательщиков сумм налога.
8.10. Постановление ФАС ЗСО от 28 июня 2004 г. по делу N Ф04/3528-1461/А27-2004
Предусмотренная п. 1 ст. 119 НК РФ ответственность не может быть применена за несвоевременное представление ежеквартальных расчетов платежей по налогу на имущество.
8.11. Постановление ФАС УО от 30 июня 2004 г. по делу N Ф09-2583/04-АК
За совершение налогового правонарушения к ответственности могут быть привлечены только юридические лица, но не филиалы.
8.12. Постановление ФАС УО от 1 июля 2004 г. по делу N Ф09-2592/04-АК
НК РФ не предусмотрена ответственность за необоснованное возмещение налога из бюджета, если оно не привело к неуплате налога, подлежащего внесению в бюджет по соответствующему налоговому периоду.
9. Защита прав налогоплательщика
"!"
9.1. Постановление ФАС СЗО от 17 июня 2004 г. по делу N А42-3869/03-26
Взыскание налога за счет денежных средств на банковских счетах и взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика являются самостоятельными видами принудительного взыскания налога (сбора) и пеней. Однако следует иметь в виду, что в силу п. 1 ст. 45, п. 1 и 7 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ налоговый орган вправе вынести решение о взыскании налогов (сборов) и пеней за счет имущества недоимщика без вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах в банках только в том случае, если налоговый орган располагает доказательствами, подтверждающими отсутствие денежных средств на банковских счетах недоимщика или информации о счетах такого налогоплательщика.
9.2. Постановление ФАС ВВО от 18 июня 2004 г. по делу N А28-12630/2003-628/21
При рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ.
9.3. Постановление ФАС ЦО от 25 июня 2004 г. по делу N А35-1781/03-С3
Процедура принудительного взыскания налоговым органом налогов и сборов включает в себя ряд последовательно проводимых операций, в частности, обращение взыскания на имущество налогоплательщика как способ принудительного взыскания налогов может быть применено в случае, когда невозможно взыскание за счет денежных средств налогоплательщика и это обстоятельство подтверждено платежным документом, отозванным из кредитного учреждения с отметкой о невозможности его исполнения в связи с отсутствием на счете плательщика денежных средств.
9.4. Постановление ФАС УО от 21 июля 2004 г. по делу N Ф09-2880/04-АК
Действующим законодательством не установлен запрет на замену инкассового поручения в связи с изменением расчетного счета и соответственно изменением реквизитов налогоплательщика, подлежащих указанию в инкассовых поручениях.
"-"
9.5. Постановление ФАС ЦО от 22 июня 2004 г. по делу N А09-1820/04-12
Почтовая квитанция о направлении в адрес налоговой инспекции заказной корреспонденции с уведомлением не может служить достаточным доказательством исполнения налогоплательщиком требований п. 2 ст. 23 НК РФ, поскольку данная квитанция не позволяет установить личность отправителя, а также сделать вывод, какие именно документы были направлены в налоговый орган.
"+"
9.6. Постановление ФАС ПО от 18 марта 2003 г. по делу N А 65-14728/02-СА2-22
В акте проверки налоговой инспекции не имеется ни одной ссылки на первичные учетные документы, на основании которых составляется бухгалтерский отчет, следовательно, истец (инспекция) документально не подтвердил факты налоговых правонарушений. Данное обстоятельство согласно п. 6 ст. 101 НК РФ является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
9.7. Постановление ФАС ВСО от 14 мая 2004 г. по делу N А19-16506/03-45-Ф02-1689/04-С1
Указание налогоплательщиком в платежном поручении неверного кода бюджетной классификации не влечет за собой возникновения недоимки по налогу, а значит, и обязанности начислять пени.
9.8. Постановление ФАС МО от 24 мая 2004 г. по делу N КА-А41/3799-04
Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля не изменяет порядок исчисления предусмотренного ст. 115 НК РФ срока давности.
9.9. Постановление ФАС СЗО от 24 мая 2004 г. по делу N Ф04/2821-1165/А27-2004
Поскольку налоговый орган отозвал требование уже после обращения заявителя в арбитражный суд и к этому моменту заявитель уже понес судебные расходы, арбитражный суд сделал правильный вывод о правомерности требований заявителя по возмещению ответчиком судебных расходов.
9.10. Постановление ФАС СЗО от 1 июля 2004 г. по делу N А66-9798-03
Если камеральной проверкой налоговых деклараций и документов, обязанность представления которых предусмотрена налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете, не выявлено противоречий, правовых оснований для истребования первичных документов - исходя из понятия и сущности камеральной проверки и замены одной формы контроля другой - не имеется. Истребование всех первичных документов для подтверждения соответствия налоговой отчетности фактическому состоянию дел означает превращение камеральных проверок в выездные, только при этом налоговый инспектор лишен необходимости приходить в организацию для проверки документов и находиться там в период проведения проверки. Такая подмена приводит к несоблюдению установленных НК РФ для налогоплательщиков гарантий, связанных с процедурой проведения выездной проверки, и в первую очередь запрета проведения повторной выездной проверки.
9.11. Постановление ФАС СЗО от 14 июля 2004 г. по делу N А56-24956/03
Судебные инстанции, установив, что период нарушения сроков уплаты налогов и начисления пеней в оспариваемой части требования - 1995-1999 гг., правомерно указали на то, что выставление обществу требования в этой части 25 июля 2003 г., т.е. после истечения предельного срока взыскания с налогоплательщика задолженности по уплате пеней, выявленной не в рамках налоговой проверки, противоречит положениям НК РФ.
9.12. Постановление ФАС ЦО от 11 июня 2004 г. по делу N А64-3827/03-13
Налоговый орган не представил бесспорных доказательств, подтверждающих отсутствие на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) сделок по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), отсутствие предложения на этом рынке таких товаров (работ, услуг) или невозможность определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены. В кассационной жалобе налоговый орган также не приводит убедительных доводов в обоснование правомерности применения затратного метода с учетом требований ст. 40 НК РФ, в связи с чем довод инспекции о доказанности им правомерности применения указанной правовой нормы к спорным правоотношениям не может быть принят во внимание.
9.13. Постановление ФАС ВВО от 21 июня 2004 г. по делу N А38-495-17/233-2004
Согласно НК РФ налоговым органам не предоставлено право направлять налогоплательщикам (налоговым агентам) повторное требование, за исключением уточненного требования, в случае изменения обязанности налогоплательщика по уплате налога (ст. 71 НК РФ). Повторное направление налоговому агенту требования об уплате налога с пропуском срока, установленного в ст. 70 НК РФ, не влечет за собой изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ.
9.14. Постановление ФАС УО от 7 июля 2004 г. по делу N Ф09-2640/04-АК
Подлинность реквизитов не может быть установлена покупателем при совершении сделки. Указание поставщиком несуществующего ИНН либо ИНН другой организации не подтверждает недобросовестность действий ответчика и не доказывает, что поставленные материалы не были оплачены.
"Ваш налоговый адвокат", N 4, IV квартал 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru