Москва |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А40-137960/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.С. Маслова,
судей П.А. Порывкина, О.И. Шведко
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Д.Полушкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего должника - ГК "АСВ" на определение Арбитражного суда города Москвы от 01.02.2019 по делу N А40-137960/17, вынесенное судьей Н.В. Фатеевой в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ПАО "МЕЖТОПЭНЕРГОБАНК",
о рассмотрении возражений и признании требования ФНС России в лице МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 в размере 111 862 636 руб. зареестровым;
при участии в судебном заседании:
от конкурсного управляющего должника - ГК "АСВ" - Волынина А.В., дов. от 25.05.2018
от ФНС - Малаева Э.Ю., дов. от 02.10.2018
УСТАНОВИЛ:
Решением от 04.10.2017 (резолютивная часть объявлена 20.09.2017) ПАО "МЕЖТОПЭНЕРГОБАНК" признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим утверждена государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов". Сообщение о данном факте опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 182 от 30.09.2017., стр. 51.
В Арбитражный суд города Москвы 17.10.2018 поступили возражения ФНС России в лице МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 по результатам рассмотрения конкурсным управляющим должника требований о включении в реестр требований кредиторов должника в размере 111 862 636 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 01.02.2019 требования МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 в размере 111 862 636 руб. признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника
Не согласившись с вынесенным судом определением от 01.02.2019, конкурсный управляющий ПАО "МЕЖТОПЭНЕРГОБАНК" обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель уполномоченного органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 267, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения определения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 заявитель обратился в конкурсному управляющему банка с требованием от 20.07.2018 N 12-25/11133 от 23.08.2018 N 12-25/12955 об установлении задолженности в размере 112 168 458 руб. (в том числе: налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации - 95 083 241 руб., налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет - 16 779 395 руб., налог на добавленную стоимость - 305 822 руб.) как подлежащей удовлетворению за счет имущества Банка, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Уведомлением конкурсного управляющего ПАО "МЕЖТОПЭНЕРГОБАНК" от 23.08.2018 N 20к/99080 во включении в реестр требований кредиторов.
В обоснование отказа конкурсный управляющий сослался на то, что, обязанность по уплате налога на прибыль организаций возникнет у банка только 31.12.2018, и до указанной даты наличие и размер обязательств Банка по уплате налога не может быть определен.
Отказ конкурсного управляющего во включении требований заявителя в размере 111 862 636 руб. в реестр кредиторов Банка послужил основанием для обращения в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением в рамках дела о банкротстве ПАО "МЕЖТОПЭНЕРГОБАНК".
Суд первой инстанции признал заявленные МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 возражения обоснованными и признал требования МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 в размере 111 862 636 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 189.85 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявлять свои требования к кредитной организации в любой момент в ходе конкурсного производства, а также в порядке, установленном ст. 189.32 Закона о банкротстве, в период деятельности в кредитной организации временной администрации.
Согласно пункту 4 статьи 189.85 Закона о банкротстве конкурсный управляющий рассматривает предъявленное в ходе конкурсного производства требование кредитора и по результатам его рассмотрения не позднее 30 рабочих дней со дня получения такого требования вносит его в реестр требований кредиторов в случае обоснованности предъявленного требования.
В тот же срок конкурсный управляющий уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов, либо об отказе в таком включении в указанный реестр, либо о включении в этот реестр требования в неполном объеме. В случае внесения требования кредитора в реестр требований кредиторов в соответствующем уведомлении, направляемом кредитору, указываются сведения о размере и составе его требования к кредитной организации, а также об очередности его удовлетворения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 189.85 Закона о банкротстве возражения по результатам рассмотрения конкурсным управляющим требования кредитора могут быть заявлены в арбитражный суд кредитором не позднее, чем в течение пятнадцати календарных дней со дня получения кредитором уведомления конкурсного управляющего о результатах рассмотрения этого требования. К указанным возражениям должны быть приложены уведомление о вручении конкурсному управляющему копии таких возражений или иные документы, подтверждающие направление конкурсному управляющему копии возражений и приложенных к возражениям документов.
В силу пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации указанная в декларации сумма налога определяется самим налогоплательщиком и представляет собой его заявление о налоге, подлежащем уплате в бюджет. Поэтому в отсутствие доказательств исполнения обязанности по уплате этой суммы налоговая декларация является достаточным подтверждением наличия задолженности.
В соответствии с пунктом 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 (далее - Обзор) указано, что "возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен. Если исчисленная по итогам налогового периода сумма налога окажется меньше авансового платежа и авансовый платеж ранее не был включен в реестр требований кредиторов, суд, рассматривая заявление уполномоченного органа, включает задолженность по налогу в реестр в сумме, не превышающей сумму налога. Если же требование об уплате авансового платежа было установлено судом до истечения налогового периода и окончательного определения суммы налога, а исчисленная по итогам налогового периода сумма налога оказалась меньше авансового платежа, суд по заявлению должника, арбитражного управляющего или иного лица, имеющего право в соответствии со статьями 71, 100 Закона о банкротстве заявлять возражения относительно требований кредиторов, на основании пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве исключает требование уполномоченного органа в соответствующей части из реестра требований кредиторов".
В пункте 10 Обзора указано, что требование уполномоченного органа, основанное на сведениях о подлежащем уплате налоге, отраженных в налоговой декларации должника, может быть признано обоснованным, поскольку не нуждается в дополнительном подтверждении материалами налоговой проверки.
Согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Пунктом 3 статьи 189.84 Закона о банкротстве установлено, что в целях настоящего закона обязанность по уплате обязательных платежей возникает со дня истечения времени (налогового периода), установленного для исчисления суммы обязательного платежа, подлежащей уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
В силу пункта 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли определение сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
В соответствии со статьей 287 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
Таким образом, пункт 3 статьи 189.84 Закона о банкротстве не исключает необходимость исчисления и уплаты банком сумм авансовых платежей по налогу па прибыль организаций.
Банк самостоятельно исчисляет ежемесячные авансовые платежи и сдает итоговые декларации согласно пункту 3 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за первое полугодие 2018 года, представленной конкурсным управляющим банка, сумма налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет составляла 16 779 395 руб. (в том числе: сумма налога - 10 920 252 руб., сумма авансового платежа по сроку уплаты 30.07.2018 - 5 859 143 руб.), налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации - 95 083 241 руб. (в том числе: сумма налога - 61 881 429 руб., сумма авансового платежа по сроку уплаты 30.07.2018 - 33 201 812 руб.).
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, конкурсным управляющим при отказе в установлении требования инспекции в размере 14 793 731 руб. не были учтены нормы статей 286, 287 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения возражений МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иным толкованием норм права и иной оценкой представленных в дело доказательств, не опровергают правильные выводы суда.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает определение суда первой инстанции обоснованным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 01.02.2019 по делу N А40-137960/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу конкурсного управляющего должника - ГК "АСВ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.С. Маслов |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.